8 (813) 716-84-51


Вопросы водопользования и очистка загрязнённых вод.

Полезная информация » Статьи и обзоры »

В настоящее время несмотря на самые жесткие нормативы, относящиеся к качеству очистки сточных вод, экологическая ситуация в стране неуклонно ухудшается. В некоторых районах России скоро будет поставлена под сомнение возможность простого существования людей – это говорит о том, что где-то допускается системная ошибка в вопросах водопользования и очистки сточных вод.

За время нашей деятельности в этой области мы ни разу не встречали руководителя предприятия или лица, ответственного за экологическую безопасность, которые преднамеренно  наносили бы вред водной системе страны.   Ответственные лица поставлены в безвыходную ситуацию, поскольку законодательная база, связанная с очисткой стоков,  чересчур запутанна и неоднозначна.  Поэтому они просто не знают, что им делать.

На наш взгляд, все законопроекты, нормативы, а так же  их предельное ужесточение запутаны специально, так как в ситуации всеобщей неразберихи весьма легко преследовать собственные меркантильные интересы, присущие некоторой категории граждан, обладающих определенной властью. Экология на сегодняшний день является некоей «дубиной», благодаря которой решаются вопросы конкуренции, политической борьбы, различных технологий «черного пиара» и т.д.

По большому счету, как на экологическую ситуацию в стране, так и на связанное с ней здоровье нации – всем им наплевать! Возьмем, к примеру, пресловутую партию «зеленых», которая в своей политической борьбе использует экологическую «карту». Все их крики об ужесточении норм сброса очищенных вод не имеют под собой никакого научного обоснования. Мы уже пришли к такой ситуации, что некоторые существующие показатели качества очищенной воды просто невозможно получить физически.  Кроме того, не существует  приборов аналитического контроля, обладающих  достаточной точностью измерения. Например, Предельно-Допустимая Концентрация (далее ПДК) по нефтепродуктам для воды, сбрасываемой в водоем, составляет 0,05 (мг/л), в тоже время существующие приборы допускают точность измерения до 0,1 (мг/л). Как быть в данном конкретном случае? И таких примеров множество.

Надо четко понять, что все существующие общественные объединения экологов,  как-то уже названная партия «зеленых», ГРИНПИС,  различные экологические академии и пр., являются коммерческими организациями, цель которых - извлечение прибыли и только. Поэтому, все  декларации об ужесточении мер и т.д. необходимы им для того, чтобы поставить все промышленные предприятия в положение «виноватых», т.е. введение сверх жестких параметров, которые не достижимы никакими способами очистки,  позволяет «наехать» в любое время на какое угодно предприятие. Все это осуществляется под лозунгами о здоровье населения, о том, что мы в итоге оставим своим потомкам и т.д. Смеем вас уверить, что данных господ это совершенно не интересует.

Помимо всего прочего, обозначенная ситуация весьма комфортна для разнообразных контролирующих и согласующих органов, т.к. предполагает весьма эффективную коррупционную деятельность с их стороны.

Поясним, в чем конкретно проявляется неоднозначность экологической деятельности, известной под названием «Очистка сточных вод». С одной стороны существуют нормативы для воды питьевой, которые отражены в документе СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству». С другой стороны,   очищенные сточные воды, как правило, сбрасываются в водоемы,  поэтому  качество очищенных  стоков  устанавливается по нормам для водоемов рыбохозяйственного значения.  Данные  нормы определяются  из  методических указаний по установлению предельно допустимых сбросов  (ПДС)  веществ, поступающих в водные объекты со сточными  водами.  (См.  Рыбоохрана.  Сборник  документов. 1988 г.).  Причем, если первый документ прошел все необходимые экспертизы в Министерстве Юстиции, то «Методические указания…» данным органом не рассматривались. Поэтому, все методические расчеты и полученные нормативы очищенной воды являются необязательными к исполнению. Помимо этого, существует документ, именуемый СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», который также прошел  необходимые экспертизы. Все бы ничего, но между этими документами существует множество разногласий, например, ПДК таких показателей как сульфаты в соответствии с СанПиН, как первым, так и вторым равны 500 (мг/л). В соответствии с расчетами по «Методическим указаниям…», ПДК сульфатов равен 100 (мг/л). Аналогично, хлориды в первом случае – 350 (мг/л), во втором случае – 300 (мг/л); железо в первом случае – 0,3 (мг/л), во втором случае – 0,1 (мг/л) и т.д. Таким образом, мы видим, что разночтения между ПДК воды питьевой, т.е. воды, которую все мы получаем из водопроводного крана и ПДК той же воды, но уже попавшей  в канализацию, весьма разнятся, причем, в сторону значительного ужесточения. Невольно возникает вопрос, неужели человек гораздо крепче, например, рыбы и что можно для человека, то нельзя для рыбы? Появляется парадоксальная ситуация – если мы откроем кран и ничего не предпринимая, просто сольем  воду в канализацию, то мы обязаны ее очищать, причем значительно снижая ее солесодержание (см. сульфаты, хлориды).  Разрешение на сброс очищенных сточных вод дает, так называемое, бассейновое управление, которое вынуждено  ориентироваться на расчеты «Методических указаний…», причем соотношения для расчета настолько не определены, что по ним можно насчитать все что угодно. Данная ситуация  освобождает  широкое поле для различных махинаций. То есть обозначенная неопределенность и запутанность совсем не безобидна и выгодна людям, не решающим экологические проблемы, а «кормящимся» на них.

Отсюда  возникает настоятельная необходимость  законодательного введения единых нормативов для очищенных сточных вод, сбрасываемых неважно куда  ( в водоемы , на грунт и др.).  Данные нормативы должны быть одинаковыми для всех водных объектов на всей территории РФ, причем наказуемым должно быть как превышение данных нормативов, так и их искусственное занижение менее установленных, которое,  скорее всего, попытаются вводить местные органы власти. Причем единые нормативы для очищенных сточных вод должны быть ориентированы именно на СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству» для того, чтобы раз и навсегда устранить разногласия между качеством получаемой питьевой воды и требованиями к качеству после ее очистки при сбросе в водоем. Это ликвидирует возможность злоупотребления своими полномочиями для местных контролирующих органов.

Необходимо  защитить производственников и дать им внятные,  раз и навсегда утвержденные единые нормативы качества очищенной сточной воды. Данное действие стимулирует решение проблем очистки сточных вод непосредственно руководителями тех предприятий, где они образуются. На сегодняшний день, никакого стимула не существует, поскольку любое решение этой проблемы повлечет за собой лишь ужесточение нормативов к сбросу,  для того чтобы предприятия не могли «соскочить с крючка» и всегда были обязаны либо платить штрафы, либо решать данную проблему другим, понятным всем способом.

Кроме того, в данном законопроекте необходимо установить единую стоимость водопользования для предприятий. На наш взгляд, оптимальной суммой является  = 50 (руб/м3).  С другой стороны, требуется упростить систему начисления штрафов за превышение установленных норм при сбросе сточных вод в водоем, а так же установить бонусы для предприятий, выполняющих требования экологического законодательства.  Предлагается следующая форма начисления штрафных санкций и бонусов - S = 50 • (N/n) (руб/м3), где S – сумма штрафных санкций; N – ПДК сбрасываемой воды; n – фактический показатель качества сбрасываемой воды. Если очищенная вода соответствует установленным единым нормативам, то плата за водопользование  не взимается. В случае любого превышения – пропорционально начисляются штрафные санкции, которые рассчитываются исходя из указанного соотношения, т.е. минимальный штраф составляет более 50 (руб/м3) –  все просто и понятно.

В настоящее  время система начисления штрафов настолько запутана и существует столько возможностей «отвертеться», что освобождается широкое поле для осуществления  коррупционной деятельности. Стоимость водопользования и показатель 50 в указанном соотношении ежегодно корректируется с учетом инфляции. В этом случае,  деятельность по водоочистке переводится из затратной  в окупаемую статью,  что должно стимулировать  развитие на предприятиях  водосберегающих  (оборотных)  циклов водопользования.

В законопроекте необходимо четко сформулировать понятия: «вода», «хозбытовые сточные воды», «промстоки», «поверхностные (ливневые) сточные воды», а также законодательно установить классификацию загрязняющих веществ, содержащихся в стоках,  и  последовательность методов, используемых  для очистки конкретных сточных вод. Как это не парадоксально звучит, но на данный момент четких и законодательно утвержденных формулировок указанных понятий не существует, отсюда возникает неразбериха, т.е. каждый понимает, как хочет, каждый очищает, как ему вздумается и т.д.  

В качестве образца можно рассмотреть, например, ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения», в котором четко классифицированы источники водоснабжения, а также указываются методы очистки, используемые для получения из названных источников воды питьевого качества. В законопроекте необходимо сделать то же самое, но относительно сточных вод, не зря говорят, что новое - это хорошо забытое старое.

Данное мероприятие устранит возможность лоббирования очистных систем,  коммерчески выгодных для конкретных лиц. Данное оборудование  затем не оправдывает ожиданий и вложенных средств, как ныне это зачастую случается. Потребитель иногда не имеет возможности отказать названным лицам и поэтому вынужден приобретать очистное оборудование, заведомо непригодное для решения поставленной задачи.  Однако, как только законодательно будет прописана однозначная последовательность методов очистки, необходимых для очистки конкретных сточных вод, принуждение потребителя  к покупке технологически непригодного оборудования станет не осуществимым.   

 

ВЫВОД:  Принятие законопроекта,  в котором введена единая система нормирования  качества очищенных сточных вод, сформулированы необходимые понятия, четко указаны методы очистки, а также установлены единая стоимость водопользования и понятная всем система начисления штрафных санкций и бонусов,    стабилизирует  экологическую ситуацию в стране.  Данный законопроект стимулирует внедрение водосберегающих технологий и защищает объекты промышленности от самодеятельности местных органов власти.  Другими словами, будут установлены единые, четкие и понятные правила для всех субъектов РФ, чего на данный момент не существует, в связи с чем и наблюдается обозначенная системная ошибка, когда при наличии самых жестких нормативов качества воды, по сравнению со всем остальным миром, в России неуклонно ухудшается экологическая обстановка водных объектов.

 

 

Наименование

показателя

СанПиН

ВОЗ

ИСО

Требования к очищенной воде для слива в водоёмы

азот аммонийный, мг/л

2,0

-

-

0,5

азот нитритов, мг/л 

3,3

< 1

< 1

0,02

БПК, мгО2/л 

3,0

-

-

3,0

взвешенные вещества, мг/л 

3,0

-

-

3,0

нефтепродукты, мг/л

0,3

-

-

0,05

азот нитратов, мг/л 

45

< 10

< 10

40

фосфаты, мг/л 

0,05

-

-

0,08

сульфаты, мг/л 

500

400

400

100

хлориды, мг/л 

350

250

250

300

железо, мг/л 

0,3

0,3

0,3

0,1

 

Просмотров: 4220
Количество оценок: 11
Средняя оценка: 1.8
Сумма оценок: 19
Оцените:
  -2 -1 0 1 2  
установка водоочистки | обессоливание воды | электрокоагуляция сточных вод | очистка ливневых стоков | очистка промышленных стоков | очистка бытовых стоков | очистка канализационных стоков | очистка гальванических стоков | очистка стоков промышленных предприятий | очистка нефтесодержащих стоков

188361,   Ленинградская  обл.,   Гатчинский  р-н,   п. Новый Свет,  д. 100;

т.  8 (813)  716 – 84 - 51;      8 921 598 56 31    E-mail: office@sarma-ltd.ru 

Разработка сайта: