8 (813) 716-84-51


Очистка воды (общие положения).

Полезная информация » Статьи и обзоры »

Мы не откроем Америку, если объявим, что те бывшие государственные образования, известные нам как проектные институты, в связи с известными событиями,  произошедшими за последние десятилетия, постепенно снисходят на нет. В настоящее время, данные организации еще держатся на плаву за счет старых опытных кадров, которых остались считанные единицы, некоторые, в основном, сотрудницы просто дожидаются пенсионного возраста, из молодого пополнения остаются лишь те, кто не смог найти себя в другом бизнесе. Виной тому, на наш взгляд, даже не низкая заработная плата, а скорее всего, тяжелая атмосфера угасания и бесперспективности. Особенно это касается подразделений, которые занимаются проектированием очистных сооружений. Они и раньше-то были, так сказать, в загоне, а сейчас картина складывается и вовсе безрадостная. В основу проекта, как правило, закладываются устаревшие решения, причем не самые лучшие, а те что попроще. Ранее, в период расцвета отечественного очистного оборудования, приходящегося на 70-е – 80-е годы, было наработано множество интересных и эффективных решений, но для нынешних проектантов они безвозвратно утеряны, в связи с их тягой к упрощению очистных систем и применению импортного оборудования. Названное оборудование импонирует и проектировщикам, и потребителям, именно, своей простотой и относительной дешевизной, но при этом декларируется самое высокое качество очистки. Однако, декларируемые показатели практически и даже теоретически недостижимы, опять же, из-за того, что методы очистки,  используемые в дешевом и простом импортном оборудовании, просто физически не могут этого позволить. Когда же данный факт вскрывается при эксплуатации, то со всех, так сказать, и взятки гладки. Проектанты не виноваты, потому как разрешительная документация в порядке, а с зарубежной фирмы и взять вроде бы нечего, да и они формально ни при чем, так как документацию оформляла российская организация – представитель, то есть никто.

Исходя из сложившихся обстоятельств, и не надеясь ни на благоразумие проектантов, ни на чудеса иностранного производства, наша организация разработала собственную систему очистки, подчеркиваем, именно систему, а не какую-либо установку или отдельно взятые очистные элементы. Ядром нашей очистной системы является установка «Универсал», связующая блоки предварительной обработки и финишной очистки, состав которых может варьироваться в зависимости от поставленной задачи. Названная система отличается универсальностью и многофункциональностью. На ее универсальность указывает возможность очистки стоков различного происхождения: от самых сложных промышленных, до обычных поверхностных или ливневых. Многофункциональность системы определяется ее способностью к получению очищенных вод различного назначения: для сброса в водоемы рыбохозяйственного значения, для использования в оборотных системах; для подпитки котельного оборудования, а так же для лабораторных потребностей.

Слабым местом ныне применяемых очистных сооружений, является практически полное отсутствие извлечения полезных продуктов, содержащихся в сточных водах, а так же нерешенность проблемы утилизации отходов очистки. Для этих целей, наша система, помимо стержневой очистной оси «блок предварительной обработки → установка «Универсал» → блок финишной очистки», обладает периферийными электрохимическими устройствами для извлечения ценных продуктов и установкой термического обезвреживания отходов, в результате которого образуется зола, с концентрацией металлов превышающей аналогичный показатель в руде. Следовательно, термически обработанные отходы становятся продуктом для предприятий горно-добывающей отрасли.

Мы хорошо понимаем, что разработанные схемы прекрасно выстраиваются лишь только на бумаге, а на практике, очистка стоков является хотя и необходимым, но не основным видом деятельности и основные финансовые средства они зарабатывают отнюдь не продажей ценных продуктов, извлеченных из собственных сточных вод, и, по большому счету, им это не интересно. Мы берем на себя не просто изготовление или поставку оборудования, необходимого для построения очистной системы, но и организуем полную схему взаимоотношений: от бесперебойного снабжения необходимыми реагентами и расходными материалами до сервисного обслуживания и подбора потребителей полученных ценных продуктов.

В своих очистных системах кроме собственной установки «Универсал», мы используем самое современное, высокотехнологичное очистное оборудование только отечественных производителей, при этом импортная составляющая системы заключается лишь в приобретении самых простейших изделий, например, пластиковых емкостей или корпусов.

Очистные системы, созданные на базе установки «Универсал», могут быть изготовлены как в стационарном (рамном) исполнении, так и в блочно-модульном (мобильном) варианте.  При этом габаритные размеры рам и модулей допускают их перемещение железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, что немаловажно при ликвидации последствий техногенных аварий и стихийных бедствий, а так же при организации природоохранных мероприятий для временных производственно-строительных образований.

В то время как человечество пытается найти «источник всего живого» - воду, на планете Марс, катастрофическая ситуация с чистой пресной водой складывается на планете Земля, что грозит гибелью самому человечеству.

 

Наименование

показателя

СанПиН

ВОЗ

ИСО

Требования к очищенной воде для слива в водоёмы рыбохозяйственного значения

азот аммонийный, мг/л

2,0

-

-

0,5

азот нитритов, мг/л 

3,3

< 1

< 1

0,02

БПК, мгО2/л 

3,0

-

-

3,0

взвешенные вещества, мг/л 

3,0

-

-

3,0

нефтепродукты, мг/л

0,3

-

-

0,05

азот нитратов, мг/л 

45

< 10

< 10

40

фосфаты, мг/л 

0,05

-

-

0,32

сульфаты, мг/л 

500

400

400

100

хлориды, мг/л 

350

250

250

300

железо, мг/л 

0,3

0,3

0,3

0,1

 

 

В настоящее время несмотря на самые жесткие нормативы, относящиеся к качеству очистки сточных вод, экологическая ситуация в стране неуклонно ухудшается. В некоторых районах России скоро будет поставлена под сомнение возможность простого существования людей – это говорит о том, что где-то допускается системная ошибка в вопросах водопользования и очистки сточных вод. За время нашей деятельности в этой области мы ни разу не встречали руководителя предприятия или ответственного лица за экологическую безопасность предприятия, которые намерено,  наносили бы вред водной системе страны. Просто люди поставлены в безвыходную ситуацию за счет того, что законодательная база, связанная с очисткой стоков настолько неоднозначна и запутана, что они просто не знают, что им делать. На наш взгляд, все законопроекты, нормативы и их предельное ужесточение запутаны специально, так как в ситуации общей неразберихи весьма легко преследовать собственные меркантильные интересы присущие определенной категории граждан, обладающих определенной властью. Экология на сегодняшний день является некой «дубиной», благодаря которой решаются вопросы конкуренции, политической борьбы, различных технологий «черного пиара» и т.д. По большому счету, как на экологическую ситуацию в стране, так и на связанное с ней здоровье нации – всем наплевать! Возьмем, к примеру, пресловутую партию «зеленых», которая в своей политической борьбе использует экологическую «карту». Все их крики об ужесточении норм сброса очищенных вод не имеют под собой никакого научного обоснования. Мы уже пришли к такой ситуации, что некоторые существующие показатели качества очищенной воды просто невозможно получить физически, кроме того, не существует  приборов аналитического контроля, которые обладают подобной точностью измерения. Например, Предельно-Допустимая Концентрация (далее ПДК) по нефтепродуктам для воды, сбрасываемой в водоем, составляет 0,05 (мг/л), в тоже время существующие приборы допускают точность измерения до 0,1 (мг/л) – Как быть в этом конкретном случае? И таких примеров множество. Надо четко понять, что все существующие объединения экологов,  как-то уже названная партия «зеленых», ГРИНПИС,  различные вновь образованные экологические академии являются коммерческими организациями, цель которых извлечение прибыли и только. Поэтому, все их декларации об ужесточении мер и т.д. необходимы для того, чтобы поставить все промышленные предприятия в положение «виноватых», т.е. введение сверх жестких параметров, которые не достижимы никакими способами очистки,  позволяет «наехать» в любое время на какое угодно предприятие. И все это производится под лозунгами о здоровье населения, о том, что мы в итоге оставим своим потомкам и т.д. Смеем вас уверить, что данных господ это совершенно не интересует. Помимо всего прочего, данная ситуация весьма комфортна для разнообразных контролирующих и согласующих органов, т.к. она приводит к возможности активной коррупционной деятельности с их стороны.

Поясним, в чем конкретно проявляется неоднозначность экологической деятельности известной под названием «Очистка сточных вод». С одной стороны существуют нормативы для воды питьевой, которые отражены в документе СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству». С другой стороны, очищенные сточные воды, как правило, сбрасываются в водоемы и поэтому качество очищенной воды устанавливаются по нормам для водоемов рыбохозяйственного значения, которые определяются из «Методических указаний по установлению предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами (Рыбоохрана. Сборник документов. 1988)». Причем, если первый документ прошел все необходимые экспертизы в Министерстве Юстиции, то «Методические указания…» данным органом не рассматривались. Поэтому, все методические расчеты, полученные нормативы очистки воды являются необязательными к исполнению. Помимо этого, существует документ, именуемый СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», который также прошел всю необходимую экспертизу. Все бы ничего, но между этими документами существует множество разногласий, например, ПДК таких показателей как сульфаты в соответствии с СанПиН, как первым, так и вторым равны 500 (мг/л). В соответствии с расчетами по «Методическим указаниям…», ПДК сульфатов равен 100 (мг/л). Аналогично, хлориды в первом случае – 350 (мг/л), во втором случае – 300 (мг/л); железо в первом случае – 0,3 (мг/л), во втором случае – 0,1 (мг/л) и т.п. Таким образом, мы видим, что разночтения между ПДК воды питьевой, т.е. воды, которую мы получаем из водопроводного крана и ПДК той же воды, но которая попала в канализацию, весьма разнятся, причем, в сторону ужесточения. Невольно возникает вопрос, неужели человек гораздо крепче, например, рыбы и что можно для человека, то нельзя для рыбы? Появляется парадоксальная ситуация – если мы просто откроем кран и ничего не предпринимая, просто сольем эту воду в канализацию, то мы обязаны ее очищать, причем значительно снижая ее солесодержание (см. сульфаты).  Разрешение на сброс очищенных сточных вод дает, так называемое, бассейновое управление и ориентируется на расчеты «Методических указаний…», причем соотношения для расчета настолько не определены, что по ним можно насчитать все что угодно, что дает широкое поле для различных махинаций. То есть данная неопределенность и запутанность совсем не безобидна и выгодна людям не решающим экологические проблемы, а «кормящимся» на них.

Отсюда возникает настоятельная необходимость законодательно ввести Единые Нормативы для очищенных сточных вод, сбрасываемых неважно куда: в водоемы, на грунт и др. Данные нормативы должны быть одинаковыми для всех водных объектов на всей территории РФ, причем наказуемым должно быть как превышение данных нормативов, так и их искусственное занижение менее установленных, которое,  скорее всего, попытаются вводить местные органы власти. Причем единые нормативы для очищенных сточных вод должны быть ориентированы именно на СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству» для того чтобы раз и навсегда устранить разногласия между качеством получаемой питьевой воды и требованиями к ее качеству после очистки при сбросе в водоем. Это ликвидирует возможность злоупотребления своими полномочиями местными контролирующими органами. Нужно защитить производственников и дать им внятные,  раз и навсегда утвержденные единые нормативы качества очищенной сточной воды. Данное действие стимулирует решение проблемы очистки сточных вод непосредственно руководителями тех предприятий, где они образуются. На сегодняшний день, никакого стимула не существует, поскольку любое решение этой проблемы влечет за собой лишь ужесточение норм сброса, для того чтобы предприятия не могли «соскочить с крючка» и всегда были обязаны либо платить штрафы, либо решать данную проблему другим понятным всем способом.

Кроме того, в данном законопроекте необходимо установить единую стоимость водопользования для предприятий, например, оптимальной суммой является 50 (руб/м3), с другой стороны требуется упростить систему начисления штрафов за превышение установленных норм при сбросе сточных вод в водоем. Предлагается следующая форма начисления штрафных санкций S = 50 • (N/n) (руб/м3), где S – сумма штрафных санкций; N – ПДК сбрасываемой воды; n – фактический показатель качества сбрасываемой воды. Если очищенная вода соответствует установленным единым нормативам, то за ее сброс плата не взимается. В случае любого превышения – пропорционально начисляются штрафные санкции, которые рассчитываются исходя из указанного соотношения, т.е. минимальный штраф составляет более 50 (руб/м3) –  все просто и понятно. В настоящее же время начисления штрафов настолько запутано и есть столько возможностей «отвертеться», что это дает широкое поле для коррупционной деятельности. Стоимость водопользования и показатель 50 в указанном соотношении ежегодно корректируется с учетом инфляции. Данная процедура переводит водоочистку для предприятий из затратной статьи в окупаемую, что стимулирует развитие водосберегающих (оборотных) технологических циклов водопользования.

В законопроекте необходимо четко сформулировать понятия «вода», «хозбытовые сточные воды», «промстоки», «поверхностные (ливневые) сточные воды», а также законодательно установить классификацию загрязняющих веществ и последовательность методов очистки конкретных сточных вод. Как это не парадоксально звучит, но на данный момент четких и законодательно утвержденных формулировок указанных понятий не существует, отсюда возникает неразбериха, т.е. каждый понимает как хочет, каждый очищает как ему вздумается и т.д.  Как образец можно рассмотреть, например, ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения», в котором четко классифицированы источники водоснабжения, а также указываются методы очистки для получения из названных источников воды питьевого качества. В законопроекте необходимо сделать тоже самое, но относительно сточных вод, не зря говорят, что новое это хорошо забытое старое. Данное мероприятие устранит возможность лоббирования коммерчески выгодных для конкретных лиц очистных систем, которые затем не оправдывают ожидания, как ныне это зачастую случается. Потребитель иногда не имеет возможности отказать названным лицам и поэтому вынужден приобретать очистное оборудование заведомо непригодное для решения поставленной задачи, но как только законодательно будет прописано необходимая последовательность методов очистки, принудить его к покупке технологически необоснованного оборудования станет трудноосуществимо.   

 

ВЫВОД: Принятие законопроекта, в котором введена единая система нормирования качества очищенных сточных вод, сформулированы необходимые понятия, четко указаны методы очистки, а также установлены единая стоимость водопользования и понятная всем система начисления штрафных санкций для всех промышленных объектов, расположенных на всей территории РФ должно резко стабилизировать экологическую ситуацию в стране, поскольку данный законопроект стимулирует внедрение водосберегающих технологий и защитит объекты промышленности от самодеятельности местных органов власти.  Другими словами, будут установлены единые, четкие и понятные правила для всех субъектов РФ, чего на данный момент не существует, в связи с чем и наблюдается названная системная ошибка, когда при наличии самых жестких нормативов качества воды, по сравнению со всем остальным миром, в России неуклонно ухудшается экологическая обстановка водных объектов.

 

Просмотров: 4797
Количество оценок: 5
Средняя оценка: 1.8
Сумма оценок: 9
Оцените:
  -2 -1 0 1 2  
установка водоочистки | обессоливание воды | электрокоагуляция сточных вод | очистка ливневых стоков | очистка промышленных стоков | очистка бытовых стоков | очистка канализационных стоков | очистка гальванических стоков | очистка стоков промышленных предприятий | очистка нефтесодержащих стоков

188361,   Ленинградская  обл.,   Гатчинский  р-н,   п. Новый Свет,  д. 100;

т.  8 (813)  716 – 84 - 51;      8 921 598 56 31    E-mail: office@sarma-ltd.ru 

Разработка сайта: